«Здесь удивляюсь каждой жизни…»
В 1968 году приехавшая в Тамбов на постоянное жительство сорокалетняя Майя Румянцева возглавила областную писательскую организацию, сменив на этом посту Александра Васильевича Стрыгина. К этому времени Майя Александровна успела уже проявить себя как поэтесса и общественный деятель. Ни один литературный праздник не проходил без её участия. Она постоянно встречалась с тружениками полей, рабочими, студентами, выступала в воинских частях. Её сборники выходили в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве, большие подборки стихов печатались в областных и центральных газетах и журналах.
Майя Румянцева родилась 27 декабря 1928 года в Москве. На её долю выпало тяжёлое детство. Она была подростком, когда началась Великая Отечественная война. Уже тогда будущая поэтесса понимала, что каждый человек должен внести свой вклад в дело победы над врагом. Труд, иногда и непосильный, сопровождал её всю жизнь. «Не верят мне, что работала грузчицей», – написала Майя Александровна в одном из стихотворений. Да, в это трудно поверить тем, кто мало её знал. Грузчицей она действительно работала, и вообще ей не чужд был любой труд. Она обладала удивительным даром опоэтизировать всё и всех.
Сколько стихов подарила читателям Майя Румянцева! Сколько профессий воспела в своих произведениях! Её поэма «Как поэт опоздал на свидание» — о Герое Социалистического Труда доярке Тамаре Куделиной – вышла в 1974 году в московском издательстве «Современник» отдельной книгой. Из посвящений — сосновцам, мичуринцам, липчанам, целым коллективам и организациям – состоит сборник «Характеры» (1977): Майя Александровна писала о доярках, шофёрах, учителях – о людях труда, с которыми вела доверительный разговор и делилась сокровенными мыслями. Этот сборник вышел в свет, когда Майя Румянцева жила уже в Тамбове. А до этого работала в Москве лаборанткой в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, училась в Литературном институте имени А. М. Горького. Позже переехала в Липецкую область, а в конце 1960 годов – на Тамбовщину. Здесь, в чернозёмном крае поэтесса обрела друзей, написала немало стихотворений и поэм, имела огромную аудиторию слушателей. Тамбовский край стал для Румянцевой второй малой родиной, щедро дарившей ей темы и героев произведений:
Здесь удивляюсь каждой жизни,
Здесь судьбы к сердцу пролегли,
Для коих ширь большой Отчизны
С Тамбовской началась земли.
Первая книга стихов Майи Румянцевой вышла в 1962 году, а через год в Москве проходило Всесоюзное совещание молодых писателей. Майя Александровна попала в семинар известного поэта Николая Тихонова, который сразу обратил внимание на необыкновенную лирическую силу её стихов, на их тонкий психологизм и светлое ощущение мира у автора. Через несколько лет ещё один известный писатель – Илья Сельвинский – назвал Майю Румянцеву в числе талантливых русских поэтов.
Она много ездила по стране. Собираясь в очередную командировку, улыбалась: «Еду за стихами». И привозила их из каждой поездки. В многочисленных сборниках поэта читатель найдёт стихи о войне и о хлебе, о добре и зле, о встречах и разлуках. Биение неравнодушного сердца чувствуется в каждом стихотворении. Майе Румянцевой принадлежат ставшие известной песней стихи о Зое Космодемьянской; это её строки звучат у Вечного огня на Соборной площади в Тамбове: «Я приговариваю к смерти всех убийц. / Я приговариваю к жизни всех убитых!».
Со страстностью честного поэта и гражданина пишет Майя Румянцева о судьбах людей своего поколения, гневно осуждая тех, кто забыл, «какой ценой завоёвано счастье». Её «Баллада о седине» была опубликована во всех центральных газетах и журналах, она до сих пор звучит на вечерах поэзии:
Поэзия Румянцевой – это исповедь. Она не боится покаяться перед читателем, показаться слабой. Она всегда верила, что читатель поймёт всё, что написано неравнодушным сердцем. Эта вера – от искренности. Она любила своего читателя, и он платил ей взаимностью. С каким восторгом принимали Майю Александровну в рабочих и студенческих аудиториях! Её слушали самозабвенно, затаив дыхание, внимали каждому слову. Многие стихи слушатели уже знали, но всё равно просили читать и «Балладу о седине», и «Протест», и «Чайку». Все стихи производили потрясающее впечатление, особенно стихотворение «Чайка» с такой концовкой: «Скажи, а чайки тоже умирают, когда их море предаёт?..». После этих строк зал замирал, и аплодисменты раздавались не сразу, как это часто бывает при особенно сильном впечатлении.
Все, кто встречался с Майей Румянцевой, говорил с ней, читал или слышал её стихи, — буквально прикипали к ней, делились своими радостями и горестями. И если она чувствовала в собеседнике друга, тоже доверяла ему и становилась откровенной:
Ты приходил ко мне,
И я была волшебницей.
Ты становился в той стране сильней –
В моей стране, где очень много нежности,
В моей стране, где очень мало дней.
В предисловии к книге Майи Румянцевой «Избранное», которая вышла в издательстве «Художественная литература» в 1980 году, как раз в год её кончины, поэт Владимир Цыбин написал: «В сущности, большинство стихов Румянцевой – это воспоминания: о детстве, об услышанном от горемычных деревенских баб, о работе; даже любовь – в прошлом. Словно она давным-давно разлучилась с кем-то дорогим, невозвратным. Её стихи о любви – из разлуки. К ней, к её стихам о любви, как нельзя, кстати, подходят слова Жуковского о том, что в жизни много прекрасного и кроме счастья…».
И это прекрасное, которого у Майи Румянцевой было действительно много, она воспевала до конца дней, даже тогда, когда боль не давала дышать, когда таяла надежда на выздоровление. Поэзия жила в ней, пока билось её сердце, – сердце любящей, терпеливой женщины и великой труженицы. Она никогда не сетовала на судьбу, работу считала лекарством от всех бед, верила, что земля делает человека добрей и мудрей:
Глубокими чувствами проникнут поэтический голос Майи Румянцевой, когда она говорит о любви, о счастье любить и быть любимой. И даже в стихах о разлуке, о неразделённой любви её лирическая героиня – не жалкая женщина, смирившаяся со своей участью, наоборот, она становится возвышенной, обогащённой великим чувством:
Уйду в беду или в моря…
Нелепо всё и просто:
Я – государство.
От меня
Мой государь отрёкся.
Майя Румянцева знала цену любви и дружбе. Пройдя через лишения, потери, она никогда не тяготела к накопительству. В её доме было много только книг и гостей. Какие велись здесь разговоры о творчестве, разгорались споры о «женской» и «мужской» поэзии, сколько было прочитано стихов! Каждая встреча у Майи Румянцевой была для начинающих литераторов школой мастерства. Она не жалела времени для молодых авторов, многим помогла выпустить книги, вступить в профессиональный союз. 12 лет возглавляла она областную писательскую организацию, всё делала для того, чтобы на Тамбовской земле ежегодно проходили праздники литературы и искусства. Ни одна изданная книга не оставалась незамеченной: Майя Александровна беспокоилась о том, чтобы в газетах обязательно появились рецензии, чтобы автор встретился с читателями, и как можно больше людей узнали бы его имя.
«Кукушка, щедрая, как мир, мне века три накуковала…», — написала Майя Александровна в одном из стихотворений. Но кукушка, к сожалению, намного ошиблась. И, видимо, в особо тяжкую минуту выплеснулись из души поэта горькие строки:
Я и щедра, я и добра.
Не жаль мне злата, серебра,
Не жаль души, не жаль казны,
Ни дня, ни ночи, ни весны.
Не жаль мне сердца самого…
Да только было б для кого…
Книг у Майи Румянцевой при жизни вышло немало: «Грузчица» (1962), «Чайка» (1965), «Твоё имя» (1969), «Дорога, встречи, любовь» (1978) и другие. Они издавались в Москве, Липецке, Воронеже. Майю Александровну ценили известные столичные поэты, писавшие вступительные статьи к её сборникам, рецензии на них. Высшей формой признания мастерства поэта считалось факт выхода его сборника в издательстве «Художественная литература», выпускавшем книги маститых прозаиков… И если уж кто-то из поэтов был удостоен такой чести, то, как шутили собратья по перу, «автору можно спокойно умирать». К несчастью, шутка стала печальной реальностью: Майя Румянцева не увидела своего «Избранного». Правда, она успела прочитать набранный текст в гранках (типографиях ещё не было компьютеров) и порадоваться, что её стихи выходят в солидном издательстве. Она ведь собиралась жить долго и не верила, что тяжкий недуг подводит её к неизбежному концу; стихи писала до последних дней – это было спасением от невыносимой боли. Она часто цитировала слова Николая Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться…». Её душа никогда не знала лени. Она создавала произведения не о собственной боли, а о боли века, и говорила с современником языком тонкого лирика и стойкого гражданина.
Майи Александровны Румянцевой не стало 21 марта 1980 года. Наступала весна, пробуждалась природа, но не было уже улыбающейся Майи, так любившей подставлять лицо солнечным лучам. Но — «Поэты уходят – стихи остаются». В Тамбове обществом любителей книги были посмертно изданы два сборника стихов Майи Румянцевой: «Встречи и разлуки» (1991), «Раскрепощённость» (2002). А в конце 2006 года в новой серии «Литературные родники Тамбовского края» первым выпуском была издана книга стихотворений и поэм «Неоткрытая глубина».
Когда ещё поля под вьюгой,
Окно бело от холодов,
Присядьте, милые подруги,
Над строками моих стихов.
Валентина ДОРОЖКИНА
член Союза писателей России