Лезен-пьеса Олега Алёшина и Семёна Золотухина «выстрелила» в Тамбовском молодёжном театре

Лезен-пьеса Олега Алёшина и Семёна Золотухина «выстрелила» в Тамбовском молодёжном театре

Этот творческий выстрел двух тамбовских литераторов был подкреплён наличием в их руках двух почти настоящих дуэльных пистолетов. Что не удивительно, ведь в основу сюжета новой пьесы под названием «Вкус черешни» легла история одной дуэли. Правда, происходит это не в поэтично романтичные времена начала XIX века, а в наши прозаически прагматичные дни. А дуэль — лишь повод для размышления о человеческих ценностях и о чести, то ли безвозвратно утерянных, то ли заново родившихся…

Это уже вторая пьеса Олега Алёшина, представленная в рамках нового проекта Тамбовского молодёжного театра «Лезен-пьеса», то есть пьеса для чтения самим автором. Направление это в последнее время считается очень креативным, и Тамбов благодаря поддержке молодёжного театра и городского комитета по культуре оказался в его передовом авангарде.
Но на этот раз Олег Алёшин сразу расставил все точки над i, пояснив, что данное интригующее произведение написано им в тесном соавторстве c Семёном Золотухиным.

Семён живет русской культурой XIX века, в которой тема дуэли имеет особое значение. Не случайно что он выступил в роли актёра-чтеца в стильном костюме позапрошлого века, органично сочетавшимся с интерьером театральной гостиной ТМТ. Причём для Семёна Золотухина не было необходимости специально искать такой костюм к спектаклю — в этом образе он живёт и постоянно появляется на публике, вызывая у кого-то ступор, у кого-то зависть, а у кого-то надежду.

Наверное очень трудно, а скорее всего невозможно в коротком формате лезен-пьесы раскрыть особенности утерянного времени, а вместе с ним понятий о чести. Ведь дуэль была не просто поединком, а благородным способом защиты чести своей и близкого человека. Когда честь ценилась дороже жизни.

Применима ли эта шкала ценностей сейчас? Авторы помещают своего героя чести по имени Вадим в современные условия. Не удивительно, что герой, хранящий у себя старинные дуэльные пистолеты, оказывается на обследовании в психиатрической клинике. Правда, клиника эта символично расположена в здании старинной дворянской усадьбы, а главврач, в котором герой находит понимающего собеседника, выращивает в саду усадьбы капусту и английские розы. Но глядя на всю эту сюрреалистическую экзотику, вдруг возникает странный вопрос: а кто в этом обществе нормальные люди — те, что по эту или по ту сторону кирпичной ограды? Как в песне Beatles “Дурачок на холме», вокруг которого крутится весь этот безумный мир…

Впрочем, никакой необходимости держать нашего героя взаперти доктор не видит, и повседневная жизнь продолжается своим чередом, пока Вадим не оказывается перед необходимость защитить честь своей супруги от приставаний назойливого хама по фамилии Пятаков. Вадим вызывает хама на дуэль, благо пистолеты имеются, и тот как ни странно, соглашается.

Но благородный поединок на пустынном берегу реки в современных условиях почему-то превращается в фарс. Пятаков, которому выпал жребий стрелять первым, никак не может поверить в серьезность момента, и от неумелого обращения с оружием нечаянно стреляет себе в ногу. Слава богу, пуля лишь задела палец, и Пятаков, нелицеприятно послав куда подальше благородных организаторов поединка вместе с их дуэльным кодексом чести, отправился домой. Вадим, конечно, о праве на свой положенный выстрел настаивать не стал. Такой вот нелепый финал попытки современной дуэли.

Конечно, все могло закончиться иначе. Но закончилось именно так, потому что время уже другое. Что-то сдвинулось в мире, что-то исчезло в людях. То ли чувства перестали быть высокими, то ли мир стал приземленнее.

Неслучайно и само название пьесы «Вкус черешни», проводящее параллель с повестью Пушкина «Выстрел». Там герой, стоя на дуэли под дулом пистолета и держа фуражку, наполненную черешней, спокойно отправляет в рот спелые ягоды и выплевывает косточки в сторону противника, демонстрируя полное презрение к смерти. В наше время единомышленник Вадима, согласившийся быть секундантом, тоже предлагает ему в ожидании противников попробовать черешни. Но не из кавалергардской фуражки, а из обычного целлофанового пакетика, который он протягивает Вадиму. И хотя тому явно не до черешни, он берет пакетик, съедает через силу несколько ягод и не зная, куда деть косточки, суетливо прячет их в карман. Такие времена.

Что интересно, в своё время один из соавтором этой пьесы все же участвовал в настоящей дуэли. Точнее сделал попытку поучаствовать, потребовав сатисфакции у знакомого, нехорошо выразившегося в отношении одной дамы. В качестве оружия были выбраны спортивные рапиры, которые специально заточили. На дуэль инициатор поехал рано утром на троллейбусе, волнуясь и всё ещё сомневаясь. Но секундант его противника так и не явился, а без секунданта проводить дуэль не положено. Оказалось, он просто накануне перебрал лишнего на вечеринке и всё проспал. Новую дуэль не назначали, хотя примирения тоже не было…

Что и говорить, для авторов пьесы эта тема оказалась в прямом смысле пережитой и пропущенной через себя, что не могли не почувствовать зрители. Нахлынувшие эмоции выстрелили искренними аплодисментами и перешли в оживленное обсуждение, вылившееся в разговор о проблеме защиты чести и достоинства, и как поётся в песне «о несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви…»

К сожалению, формат представления лезен-пьесы, учитывая условия пандемии, позволяет увидеть это действо лишь небольшому числу зрителей. Но как заявило руководство Тамбовского молодёжного театра, уже есть практическая договоренность об издании сборника таких пьес этого нового поколения тамбовских драматургов, создающих на наших глазах целое направление в современном театральном искусстве. Налицо время искать и удивляться!

Виталий Полозов, «Тамбовская жизнь»

Литературная деятельность организации