К 100-летию писателя Бориса Константиновича Панова
Борис Панов родился 9 декабря 1923 года в селе с причудливым названием Елань – Колено, что в соседней, Воронежской области. С детства довелось ему хлебнуть немало горюшка: оказался сыном неправедно (что выявилось полвека спустя) репрессированного отца – скромного почтового служащего. Это сегодня можно только поражаться: как всего лишь почтальон мог быть « «врагом народа», какую он представлял реальную угрозу советской власти? А тогда сходу загремел под арест, под допросы с пристрастием, издевательства, ссылку… Хорошо, хоть, невзирая на «клеймо» отца, Бориса после семилетки в Бутурлиновский технологический техникум приняли. Но доучиться не пришлось: « В сорок первом, сорок памятном году прокричали репродукторы беду…» И он шагнул с такими же ребятами – добровольцами в самое пекло, в самую пропасть против гитлеровского нашествия, туда, где рвутся мины, брызжут смертельными осколками снаряды, и где не стихает гул фрицевских самолётов, бомбящих хлипкую переправу, вызывая вполне понятный страх, ужас, панику даже среди военных, особенно первогодков. Но и проверяя людей на стойкость, прочность, мужество.
Тяжелые жизненные невзгоды преследовали Бориса Константиновича и после войны. Суровая болезнь унесла любимую жену, и ему нужно было, ни в коем случае не упуская не дающую ни часу покоя редакторскую работу и, в то же время, поднимать, ставить на ноги двоих сыновей. Справился! Доказал и свою профессиональную состоятельность, поднимая на заметную высоту одну за другой три районные газеты в Глазке, Сампуре, Шехмани.
В начале 1960-х Борис Константинович, уже не только состоявшийся редактор, а и вполне известный писатель, журналист, чьи очерки охотно печатались в центральных газетах, победно прошли в столичном журнале «Москва», воронежском «Подъёме» (с одновременным приглашением на работу в отдел культуры тамошней областной газеты) – возглавил редакцию мичуринской «районки» «Знамя Октября». И, сплотив вокруг себя даровитый творческий коллектив, насытив газету множеством интереснейших, взахлёб читаемых материалов, вывел её на « звёздный» уровень, о чём было живо, подробно, увлекательно рассказано в памятной для земляков подробной передаче Всесоюзного телевидения!
Равняясь на литературный стиль Панова, его узорчатый самоцветный язык, писательское осмысление всего вокруг происходящего, поднимались в творческом росте будущие писатели земли тамбовской Василий Кравченко, Виктор Кострикин, автор этих строк, в те годы – сотрудник находившейся в одном здании со «Знаменем» городской газеты «Мичуринская правда». Борис Константинович, как магнитом притягивал к себе людей. По литературному поводу и без, охотно наведывались к Пану Борису (он знал этот свой дружеский «псевдоним» и не серчал) коллеги из Тамбова – Александр Стрыгин, Иван Кучин, Майя Румянцева, Алексей Шилин, что уж говорить о местных друзьях — товарищах… Приходили, приезжали и просто так, поговорить « за жизнь», и обсудить Пановские новинки, одна за другой выходившие в воронежском ЦЧР – книжном издательстве, вначале в мягком, а затем – в классически твёрдом переплёте: повести и рассказы «Мартовским днём», «Хозяин», «Трудный год Владимира Туровцева», первая часть трилогии «Посреди степей», газетные и журнальные публикации. Какие же это были прекрасные, удивительные в нравственной красоте и чистоте люди! Интеллектуалы, умницы, таланты, никогда не выставлявшие свои награды и заслуги напоказ, и ценившие по таким же достоинствам других людей!
Борис Константинович всегда оставался добр и расположен к друзьям. Но ещё больше он, человек, прошедший очень суровую, исколотую такими острыми шипами школу, которая иным и не снилась, был поборником правды, справедливости, чести и достоинства. И тут для него не существовало ни «директив» свыше, ни звёздных погон, ни чиновничьих званий. Если вопрос, вынесенный на бюро райкома партии (а Панов бессменно входил в состав этого « высшего ареопага» тех лет) касался судьбы, карьеры, жизненного пути не понаслышке известного ему человека, он смело вставал и убеждал проголосовать не по форме, а по совести, по существу. Прислушивались!
Бориса Панова неизменно радовали журналистские, тем более, книжные успехи «подроста», как он любовно и уважительно называл окружавшую его творческую молодёжь. Он высоко ценил прозу молодого писателя из Знаменки Валерия Кудрина, призывал читать его рассказы, обращая внимание и на стилистику, и на саму архитектонику «по-бунински» хрупких, написанных удивительно прозрачным языком новелл. Под широко распахнутым крылом Бориса Константиновича находили себя в прозе, поэзии, краеведении, филологии Василий Попков, Иван Гладких, Пётр Герасимов, Григорий Шифрин, учительница – словесник Надежда Ралдугина, на долгие годы оставался близким другом семьи тогда сотрудник ВНИИс, поэт, мастер сатирического жанра Анатолий Смагин.
Только не всё так уж благостно было в окружении Бориса Константиновича. Один из «питомцев», подхихикивая в кулачок, старательно выискивал на страницах книг прозаика пробелы, будь то чересчур уж простонародные словечки, заковыристые обороты речи, неточности, вполне простительные и объяснимые в ином случае, но не в том, когда «доброхот» отсылал собранный «урожай» в сатирический журнал «Крокодил» на всеобщее обозрение.
— Вот же Иудушка! — качал головой Борис Константинович. – Я его рукописи правил, в издательство звонил, просил редакторшу быть снисходительнее к начинающему, и вот такая благодарность?
— Борис Константинович, да крохоборы они и есть крохоборы, — утешал я, как мог, расстроенного мэтра. – Что с них взять, на что они ещё способны?
Борис Константинович Панов прожил 85 лет. Крепкого сложения – с апреля и почти по октябрь купался в Лесном Воронеже, зимой постоянно бегал на лыжах, охотно совершал долгие пешие переходы — не болел, умер в одночасье. Хоронили мы его в промозглом ноябре. Стараниями журналиста Владимира Измайлова вскоре был издан сборник очерков памяти писателя «Кудесник слова». Руководитель областной писательской организации Николай Наседкин, как мы с ним и обещали на тризне, принял самое горячее участие в выпуске посмертного сборника произведений Бориса Панова «На окраине». Мичуринский городской Совет депутатов совместно с городской администрацией учредил ежегодно присуждаемую литературную премию имени Бориса Панова…
Валерий АРШАНСКИЙ,
член Союза писателей России,