С Днём рождения!

С Днём рождения!

Сегодня свой день рождения отмечает Валентина Тихоновна Дорожкина, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, Почётный гражданин нашего города. Автор стихотворных сборников: «Причастность» (1978), «Венок солдату» (1982), «Остров спасения» (1989), «Опять тревожит душу листопад» (1999), «Неотправленные письма» (2000) и других. Заслуженный работник культуры РФ, лауреат журналистских и литературных премий: им. первого редактора газеты «Тамбовская правда» И.А.Гаврилова, издателя И.Г.Рахманинова, писателя Г.Д.Ремизова, поэтов Е.А.Баратынского и В.А.Богданова. Живёт и работает в Тамбове, руководит детским литературно-творческим объединением «Тропинка» при областной детской библиотеке. Коллектив в 1994 году получил звание Народного, а в 2002 году стал лауреатом областной премии им. Е.А. Баратынского.

Автор предисловия к сборнику стихов Дорожкиной «Весь мир проходит сквозь меня» (Тамбов, 2001) Татьяна Ушакова представила, можно сказать, исчерпывающее описание творческого пути этого автора. Здесь сообщается, что Валентина Дорожкина родилась в городе Мичуринске в семье железнодорожника, её детство пришлось на военные сороковые годы. Окончив школу и не поступив с первого раза в Мичуринский педагогический институт, будущая поэтесса, зарабатывая производственный стаж, трудилась в разных организациях. Мечта об институте осуществилась лишь в 1962 году. К этому времени Дорожкина уже переехала в Тамбов, где и поступила на историко-филологический факультет пединститута, по окончании которого работала учителем в Знаменском районе. Кем она только не была в долгом и трудном пути в литературу! Шесть лет работала корректором в областной типографии «Пролетарский светоч»; семь лет – редактором многотиражной газеты «Народный учитель» Тамбовского педагогического института; столько же – заместителем ответственного секретаря областной газеты «Тамбовская правда», редактором еженедельника «Новости»; с 1985 по 1992 год занимала должность старшего редактора Тамбовского отделения Центрально-Чернозёмного книжного издательства.

Именно Т. Ушакова точно определила природу таланта Дорожкиной. Она первый её поэтический сборник назвала, с одной стороны, как бы кодом существования автора в поэтическом творчестве (спустя много лет этот код выразится в стихотворной строчке «Весь мир проходит сквозь меня»), с другой – программой жизни лирической героини.

«По природе своего таланта Валентина Дорожкина скорее лирик, — пишет автор предисловия. – Её стихи о природе, о дружбе и любви – желание показать красоту жизни во всём её многообразии. Лики любви в творчестве поэтессы бесчисленны: любовь-поединок («Разлука»), любовь-трепет и нежность («Люблю тебя, сомнений быть не может…»), любовь-преклонение, что сродни высокой дружбе («Не опоздай»). Это чувство светлое и беспечальное. Но есть место в стихах Валентины Дорожкиной и любви горькой». Иван Овсянников назвал сборник сонетов Дорожкиной «Только любовь» «своеобразной симфонией о любви», и Т. Ушакова приводит его оценку: «Это великолепное мозаичное полотно, отразившее душевный и духовный мир современного человека… Да, несмотря ни на что – ни на возможные измены, ни на расставания, ни на чёрную бездну тоски, которая порой охватывает автора, любовь сама по себе – радость и счастье, Божья благодать, загадка вселенной. И эта мысль – лейтмотив всего цикла, выражена афористично:

Любовь моя мне принесла страданье,
Но ведь и счастье принесла любовь.

И сколько же в сонетах таких афористичных строк, — заключает И. Овсянников, подмечая одну из самых характерных черт лирики поэта, — которые хочется перечитывать, запоминать, делиться радостью открытия с близким другом. А это – один из признаков истинности поэзии, её оригинальности» (Овсянников И.И. «Любви моей полёт» // Дорожкина В.Т. Только любовь. Тамбов, 1993).

В. Т. Дорожкина обладает редким и удивительным талантом быть всегда влюблённой – в жизнь, природу, людей, в свой дом и город. Эта влюблённость, неиссякаемая ни при каких обстоятельствах, служит тем камертоном, по которому настраивается всё лирическое пространство поэзии автора, отмеченной мудростью влюблённого сердца. И, как правило, мудрость концентрируется в концовках стихотворений, которые, согласимся с И. Овсянниковым, действительно становятся афоризмами, которые хочется не просто запомнить, осмыслить, но принять в качестве жизненного ориентира.

Выход на поэтическую медитацию, лирику размышлений непременно связан в творчестве Валентины Дорожкиной с декларированием собственных творческих постулатов, с формулированием своего отношения к процессу поэтического творчества. Обращаясь к своей музе («К музе»), поэт советует ей не учить рифмовать, «ведь не хитрое это дело, рифмовать я с детства умела»:

Научи меня душу отдать
Каждой строчке и каждому слову,
Чтоб достойно держать ответ.
Научи воспевать полову,
Ибо колос давно воспет…

Вот творческое кредо автора, воспеть не только очевидную красоту и целесообразность, но и «полову», то, что, на первый взгляд, и недостойно одухотворения.

Лирика Валентины Дорожкиной неброская и ненавязчивая, под стать её героине:

Тобой живу. Тобой дышу.
И письма длинные пишу.
Ни одного не отошлю.
Люблю!

Совершенно особое место в сборниках В. Дорожкиной занимают «Стихи о хлебе», они придают им особый вес, эстетическую внушительность, как венок сонетов, посвящённый Дню Победы, в своё время поднял на новую ступеньку всё творчество поэтессы. Для широкого круга читателей Валентина Дорожкина началась со стихотворения «Моя причастность к войне». Им вовсе неслучайно в 1978 году открылась первая книжка автора, вышедшая в Воронеже, «Причастность». Активная гражданственность и интерес к остро социальным проблемам нашего бытия – выразительная линия творчества тамбовской поэтессы, обеспеченная ресурсами её личности.

И в жизни, и в творчестве Дорожкина едина. Это очень существенно для творческого результата. Последовательна она и в своей памяти об отце-воине, которому посвятила своё первое, самое удачное стихотворение «Моя причастность к войне». И не игра, не поза, а желание быть похожей на отца, погибшего в Великую Отечественную, желание оправдать гражданскую миссию дочери фронтовика диктует поэтессе вот эти строчки:

Если б видел меня отец,
То сказал бы:
«В меня уродилась».
И добавил бы: «Молодец!»

Известный писатель Л. Соболев, много лет возглавлявший Союз писателей РСФСР, под аплодисменты однажды назвал советскую литературу «большим кораблём»: «И если есть ещё на нашем большом корабле пассажиры, то стыдно не нам, команде корабля, а им. Пассажиром можно плавать на туристском теплоходе, а не на рыбачьем траулере или боевом корабле. Мы же на нашем корабле идём в бой». В бой за красивого человека, за жизнь, полную добра, света и тепла.

Принимает ли участие в этом бою поэтесса Валентина Дорожкина? Да. Она на корабле литературы не пассажир.

Мария ЗНОБИЩЕВА

(По материалам статьи доктора филологических наук, профессора Л. В. Поляковой)

Литературная деятельность организации